Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

Материалами уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период подтверждены выводы о том, что масштабы трагических событий, произошедших на территории БССР в годы немецко-фашистской оккупации, намного шире, чем предполагалось ранее.

Установлено, что карателями и их пособниками уничтожено полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, не менее 12 348 белорусских сельских населенных пунктов, что на 3 148 больше, чем это отражено в архивных документах (9 200) на момент возбуждения уголовного дела.

Список сел и деревень, разделивших судьбу Хатыни, дополнен 102 населенными пунктами (186 – до начала расследования).

Подтверждено функционирование на территории БССР не менее 560 (480) лагерей смерти, а также проведение более 180 (140) крупных карательных операций.

Согласно полученным в ходе следствия данным, количество жертв геноцида превышает 3 млн. (2,2 млн.) человек.

В уголовном деле имеются сведения о 180 ранее неизвестных местах уничтожения и захоронения жертв геноцида, в том числе массовых.

Результаты расследования уголовного дела активно освещаются прокурорскими работниками при проведении патриотических и идеологических мероприятий в трудовых коллективах и молодежной среде, на телевидении и в радиоэфирах.

Соответствующая информация размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Вместе с тем на постоянной основе отмечаются факты использования государственными средствами массовой информации, министерствами и ведомствами, учреждениями образования и культуры, в том числе при создании экспозиций о геноциде, не актуализированных с учетом результатов расследования сведений о трагических последствиях Великой Отечественной войны.

Например, материалами уголовного дела подтверждено уничтожение в концентрационном лагере «Тростенец» не менее 546 000 человек. Однако в настоящее время в открытых источниках, включая сеть Интернет, по-прежнему используется информация о 206 000 убитых и замученных в этом лагере.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости выработки на государственном уровне механизма оперативного применения результатов расследования уголовного дела о геноциде в образовательной, информационной, идеологической и культурной сферах деятельности.

Генеральная прокуратура выражает готовность оказать содействие в данной работе, в том числе путем представления необходимых материалов, новых сведений и фактов, установленных в рамках расследования уголовного дела о геноциде.