Как платят единый налог индивидуальные предприниматели и иные физические лица

Как платят единый налог индивидуальные предприниматели и иные физические лица

Конституция Республики Беларусь предусматривает обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Обязанность уплачивать налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) для индивидуальных предпринимателей предусмотрен особый режим налогообложения с уплатой единого налога (п. 2 ст. 10 НК).

Особенностью данной системы налогообложения является уплата налога наперед в фиксированной ставке, размер которой зависит от вида деятельности ИП. А при достижении определенного значения доходов ИП обязан доплатить налог в размере 5% от суммы превышения.

Основные изменения налогового законодательства для индивидуальных предпринимателей с 2024 года

Законом от 27.12.2023 № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2024 год.

Индивидуальный предприниматель, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 000 белорусских рублей, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица начиная с 1 января календарного года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданином с нарушением указанных требований, является незаконной.

Учитывая изложенное, если совокупный размер дохода и (или) валовой выручки ИП в течение 2024 года превысит 500 000 белорусских рублей, независимо от применяемого им режима налогообложения, то со следующего календарного года такой гражданин вправе продолжить осуществление предпринимательской деятельности только в статусе «коммерческой организации». Дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности в статусе «индивидуальный предприниматель» запрещается.

С 01.01.2024 ИП исключены из состава плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав. Также закреплен порядок уплаты НДС ИП в переходный период.

С 2024 г. для ИП - плательщиков подоходного налога применяется единственный вариант определения доходов - по мере получения оплаты. Для ИП, которые в 2023 г. учитывали доходы по начислению и в 2024 г. получат оплату за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные) в 2023 г., установлена переходная норма, согласно которой такие суммы оплаты в 2024 г. не облагаются.

Дополнен перечень сумм, которые не признаются доходами. Также скорректирован перечень расходов, учитываемых при обложении подоходным налогом.

Также с 2024 года при приобретении на территории Республики Беларусь товаров в розничной торговой сети документами, подтверждающими произведенные расходы, признаются платежные документы, формируемые кассовым оборудованием, с приложением к ним:

- для товаров, предназначенных для последующей реализации: товарно-транспортных накладных или товарных накладных;

- для иных товаров: товарных чеков, составленных продавцом товаров и содержащих информацию о совершенной хозяйственной операции.

Увеличены размеры стандартных налоговых вычетов.

Ставка подоходного налога сохранена на уровне 20%. Одновременно введена повышенная ставка налога в размере 30% для ИП, у которых доходы от предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала года превысили 500 000 руб. В этом случае ставка 30% применяется в течение всего налогового периода, т.е. ко всем доходам от предпринимательской деятельности, полученным с начала календарного года, в котором превышен предел.

Увеличены ставки единого налога с ИП.

Новые ставки единого налога с ИП и иных физических лиц, предусмотренные приложением 24 к НК в редакции, вступающей в силу с 1 января 2024 г., применяются при исчислении суммы налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г., т.е. с февраля 2024 г. Единый налог с ИП за январь 2024 г. исчисляется и уплачивается по ставкам, действующим на 31.12.2023.

Для всех ИП установлена обязанность с 01.07.2024 представлять налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа.

При неуплате налога в установленный законодательством срок, налог подлежит взысканию в принудительном порядке путем предъявления исполнительного документа в органы принудительного исполнения.

После возбуждения исполнительного производства должнику предоставляется семидневный срок для оплаты.

Обязанность уплаты принудительного сбора возникает по истечению семидневного срока, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (статья 120 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

Принудительный сбор – это денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа, который взыскивается (удерживается) с должника на основании постановления судебного исполнителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Согласно законодательству об исполнительном производстве размер принудительного сбора составляет десять процентов от суммы исполненного в пользу взыскателя требования, однако его минимальный размер не может быть менее 0,5 базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.

Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 40 Закона, в случае не получения корреспонденции, лицо считается надлежащим образом извещенным.

В случае неоплаты в добровольный срок судебный исполнитель принимает меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, закрепленные в статье 60 Закона.

Таким образом, во избежание дополнительных финансовых затрат, связанных с уплатой принудительного сбора, призываем должников к своевременному исполнению своих финансовых обязательств до возбуждения исполнительного производства.

Статью подготовила начальник
ОПИ Центрального района г. Минска
Анискович Татьяна Игоревна.