Становление и развитие системы органов принудительного исполнения

ОРГАНАМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – 10 ЛЕТ.

Становление и развитие системы органов принудительного исполнения.

Еще Аристотель говорил: «Не было бы никакой пользы в правосудии, если бы решения суда не приводились в исполнение…». В настоящее время данный тезис также остается актуальным, и никто не подвергает его сомнению.

Сегодня успех исполнительного производства во многом зависит от каждого судебного исполнителя, задачей которого является защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц.

Чтобы понимать и реализовывать те цели и задачи, которые на сегодняшний день стоят перед судебными исполнителями необходимо знать, как и с чего начинала развиваться система принудительного исполнения.

Существенную роль в решении вопроса о месте и роли исполнительного производства в Республике Беларусь определяли практические рекомендации, закрепленные в Концепции судебно-правовой реформы, принятой 23 апреля 1992 г. Верховным Советом Республики Беларусь.

В понятие судебной власти входили не только осуществление правосудия, но и совокупность тех ответственных властных полномочий, которыми наделен суд в целях восстановления нарушенного права и справедливости.

Тип организации и правила осуществления добровольного и принудительного исполнения судебных решений по гражданским делам, а также иных актов Республика Беларусь унаследовала из советского законодательства.

Первоначально необходимость реформирования исполнительного производства проявилась в связи с его отрывом от новелл гражданского законодательства.

Принятые в Республике Беларусь Гражданский кодекс 1998 г., Гражданский процессуальный кодекс 1999 г., Хозяйственный процессуальный кодекс 1998 г. закрепили согласованные положения об имущественном статусе юридических лиц и порядке обращения взыскания на принадлежащие им денежные средства и имущество, а для физических лиц – на принадлежащее им имущество либо заработную плату и иные доходы.

Вместе с тем, кодификация иных отраслей права после принятия указанных выше Кодексов, привела к тому, что хозяйственное и гражданское процессуальное законодательство в части регулирования исполнительных действий не содержало развернутого регламента их совершения с учетом правового регулирования и не отражало весь перечень мер воздействия к должникам с целью принудительного исполнения.

На пути совершенствования организации принудительного исполнения, первоначальным этапом стало введение организационно самостоятельной службы судебных исполнителей хозяйственных судов наряду с существовавшим институтом судебных исполнителей общих судов. При этом, в общих судах была сохранена прежняя модель организации исполнения – судебные исполнители при районных (городских) судах, по отношению к которым, можно утверждать, действовало двойное подчинение: органам Министерства юстиции и суду.

В основу регулирования порядка принудительного исполнения судебных решений была положена традиционная концепция о том, что исполнительное производство является стадией гражданского процесса, в которой завершается защита права.

Принятие суверенного национального законодательства – нового ГПК и Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 401 (ею было отменено применение союзной Инструкции об исполнительном производстве 1985 г.), существенных изменений в организацию судебных исполнителей общих судов не привнесло.

При этом, судебные исполнители находились в двойном ведении (подчинении). С одной стороны, деятельность судебных исполнителей контролировалась судами. С другой стороны, еще больше функций в отношении судебных исполнителей общих судов выполняли органы управления юстицией (Министерство юстиции Республики Беларусь и главные управления юстиции исполкомов областного уровня): организовывали работу судебных исполнителей, контролировали их деятельность, регламентировали процедуру исполнительного производства, занимались материально-техническим обеспечением, формировали кадровый состав и прочее.

Проявился ряд проблем принудительного исполнения. Возникла потребность расширения функций судебного исполнителя по производству, в том числе и на платной основе, действий вне рамок исполнительного производства для обеспечения поручений суда – о вручении извещений и повесток в проблемных ситуациях, при примирительных процедурах и т.п.

Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 401 утратила силу только в 2017 г. и в период своего действия неоднократно (в 2009 г., 2010 г. и 2011 г.) излагалась в новой редакции.

Явно новым в организации исполнительного производства, по сравнению с советским периодом его развития, явилось то, что с 2005 года должности судебных исполнителей и старших судебных исполнителей начали вводиться в вышестоящих звеньях судебной системы – областных судах, Минском городском суде и даже в Верховном Суде Республики Беларусь.

В качестве основных задач, стоявших перед новой системой органов принудительного исполнения, были такие, как формирование отвечающего требованиям времени законодательства об исполнительном производстве, повышение статуса судебного исполнителя, поднятие престижа профессии, создание необходимой материально-технической базы, оптимизация и повышение прозрачности деятельности органов принудительного исполнения, внедрение информационных технологий в исполнительное производство, снятие нагрузки и несвойственных функций с судей. Решение названных задач преследовало достижение главной цели – повышение эффективности системы принудительного исполнения, обеспечение надлежащего и своевременного исполнения исполнительных документов.

С учетом появления новелл законодательства, появилась также потребность обновить законодательство об исполнительном производстве. Накануне его реформы, начало которой было ознаменовано принятием Президентом Республики Беларусь Указа от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее – Указ № 530). Будучи небольшим по объему, Указ № 530 явился головным нормативным правовым актом реформы исполнительного производства.

Указ № 530 предусмотрел создание с 1 января 2014 г. единой системы органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов на базе соответствующих (т. е. связанных с исполнением) структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции, Высшего хозяйственного суда и главных управлений юстиции исполкомов областного уровня.

Система органов принудительного исполнения получила трехуровневую структуру:

Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции; начальник этого управления является Главным судебным исполнителем Республики Беларусь;

управления принудительного исполнения главных управлений юстиции исполкомов областного уровня; руководители управлений принудительного исполнения являются главными судебными исполнителями по областям, Минску;

районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения; отделы входят в состав управлений принудительного исполнения, а их руководители являются главными судебными исполнителями соответствующего городского, районного (межрайонного), районного в городе уровня.

Таким образом, в результате реформы обе существовавшие ранее службы принудительного исполнения были объединены в одну систему, причем реформа сопровождалась и значительным перераспределением компетенции между судебными исполнителями и судами.

Судебные исполнители отныне получили всю полноту власти в исполнительном производстве, а за судами были сохранены лишь единичные полномочия, как то: выдача исполнительных документов и их дубликатов, восстановление срока давности для предъявления исполнительного документа к исполнению, поворот исполнения и прочее.

Впервые в истории становления и развития системы органов принудительного исполнения Республики Беларусь в 2017 году были приняты два самостоятельных Закона «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях».

Первый закон закрепил единый порядок работы судебного исполнителя при принудительном исполнении исполнительных документов, второй определил правовой статус судебного исполнителя, его права и обязанности, а также социальные гарантии.

Принятие вышеуказанных законов имело целью упорядочение работы судебных исполнителей по исполнению постановлений судов и иных исполнительных документов, обеспечение правильности, полноты и своевременности совершения исполнительных действий, а также единообразия их применения на практике.

Стоит отметить, что за эти 10 лет законодательство, регулирующее деятельность системы органов принудительного исполнения, претерпевало ряд изменений, которые были внесены, как в основополагающие Законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях», так и в Инструкцию по исполнительному производству.

Сегодня система органов принудительного исполнения – это динамично развивающаяся система, которая шагает в ногу со временем. Отдельные концептуальные изменения позволили укрепить развитие информационных технологий в деятельности органов принудительного исполнения.

Система органов принудительного исполнения стремится реализовать принципы открытости и доступности на стадии исполнения решений. Поэтому необходимую информацию о деятельности судебных исполнителей, а также о конкретных действиях по исполнению сегодня можно получить быстро, в том числе, посредством Интернет.

Особую роль в работе судебного исполнителя играет автоматизированная информационная система органов принудительного исполнения (АИС), интегрированная с информационными ресурсами иных государственных органов и организаций.

Автоматизация процессов поиска, обработки и хранения данных, внедрение персональных идентификаторов, налаживание взаимосвязи между различными информационными ресурсами позволяют сегодня судебным исполнителям за короткий промежуток времени собрать практически всю необходимую для исполнения исполнительного документа информацию о должнике.

С целью обеспечения удовлетворения потребности граждан и организаций в информации по вопросам, связанным с принудительным исполнением исполнительных документов, Министерством юстиции внедрена справочно-информационная служба «Контакт-центр системы органов принудительного исполнения».

Внедрение современных информационных технологий также позволяет качественно улучшить деятельность органов принудительного исполнения и в направлении их взаимодействия с гражданами, юридическими лицами, государственными органами по предоставлению информации об исполнительных производствах посредством доступного на портале Министерства юстиции сервиса «Реестр задолженности по исполнительным документам», являющегося весьма востребованным ресурсом в Республике и не только.

Ежегодно проводится значительная работа по созданию надлежащих условий для деятельности органов принудительного исполнения и повышения эффективности исполнения исполнительных документов.

В современном правовом обществе судебный исполнитель играет важную и ответственную роль, обеспечивая исполнение судебных решений. Судебный исполнитель содействует эффективной работе правовой системы, обеспечивая защиту прав граждан.

В настоящее время в Республике Беларусь продолжается реформирование системы принудительного исполнения.

13 марта 2024 года в Министерстве юстиции состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства», созданной приказом Министра юстиции от 20 февраля 2024 г. № 28.

В мероприятии приняли участие представители Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, Национального центра законодательства и правовых исследований, Министерства внутренних дел, территориальных органов принудительного исполнения и иных государственных органов и организаций.

Законодательство о принудительном исполнении характеризуется комплексностью, развивается в ключе унификации и разработки единого нормативного акта.

Авторитет правосудия в любой стране неразрывно связан с деятельностью судебных исполнителей, так как для лиц, чьи права нарушены, важнее, чтобы их право было восстановлено не только «де-юре» (в судебном решении), но и «де-факто» (в действительности).

Статью подготовила заместитель начальника
ОПИ Фрунзенского района г. Минска
Костюкова Маргарита Васильевна.