В месяц более 115 тысяч исполнительных производств: как работает система органов принудительного исполнения

Одно из самых социально значимых исполнительных производств, которыми занимаются судебные исполнители, — взыскание алиментов. В нашей стране большинство родителей, которые обязаны выплачивать деньги на содержание несовершеннолетних детей после развода, делают это исправно. Однако есть и те, кто придумывает всевозможные схемы, чтобы уйти от выплат. Корреспондент «Р» отправилась в рейд с судебными исполнителями Центрального района Минска и узнала, что грозит уклонистам от алиментов и какие меры в отношении них принимают.

Бывших детей не бывает

В составе бригады два судебных исполнителя. Несколько раз в неделю они объезжают десятки адресов. Работают в несколько смен. Сегодня вместе с судебным исполнителем отдела органов принудительного исполнения (ОПИ) Центрального района Минска Александрой Судиловской едем проверять имущество 51-летнего должника по алиментам. Во время последнего визита арестовали его пылесос, телевизор и элемент декора. Денежные средства перечислили матери ребенка в счет уплаты алиментов.

— Если увидим у должника имущество, которое не обнаружили в прошлый раз, то оно тоже будет арестовано. Мужчина уже привлечен к уголовной ответственности за уклонение от содержания детей. Кроме того, он не может выезжать за границу и посещать игорные заведения, — рассказывает специалист и добавляет, что одна из мер, которая часто применяется в отношении должников, — это временное ограничение в праве управления транспортом, а также ограничение пользования услугами связи и интернетом.

Кстати, должник может написать ходатайство на самостоятельную реализацию своего имущества, но окончательное решение принимает судебный исполнитель.

Оказавшись на месте, находим нужный подъезд, звоним в квартиру. Дверь открывает родственник должника.

— Это мой дом, в прошлый раз вы забрали телевизор незаконно, — жалуется он с порога. — Что вы еще хотите конфисковать?

Судебный исполнитель объясняет, что мужчина мог в течение десяти дней обжаловать арест, предоставив подтверждающие документы.

Из квартиры раздается звук работающего телевизора. Заглянув внутрь, видим на столе и подоконнике пустые пачки от сигарет, недопитые бутылки алкоголя. В помещении грязно и накурено.

— Вообще, я живу с подругой, а в этой квартире меня прописали родственники, — должник, как оказалось, здесь же. — С 10 июня начну работать в кафе поваром. Уже прошел стажировку.

Александра Судиловская в очередной раз объясняет, что мужчина по закону должен каждый месяц перечислять на содержание ребенка 25 процентов от своего дохода, но не менее 50 процентов прожиточного минимума:

— В апреле вы должны были выплатить 203 рубля 37 копеек. О сумме задолженности знаете? Помимо алиментов, у вас еще ряд долгов. Общая сумма (штрафы плюс алименты) — 20 тысяч белорусских рублей.

— Не знал, что за полтора года у меня накопилось столько долгов. Семь месяцев не мог работать из-за перелома руки. Покупал подарки ребенку, но не знал, что их нужно оформлять документально. С бывшей женой мы не общаемся, — оправдывается мужчина и обещает постепенно все задолженности оплатить.

Подробнее на SB.BY: В месяц более 115 тысяч исполнительных производств: как работает система органов принудительного исполнения